Чурбакова Татьяна Олеговна, воспитатель
Артикуляционная гимнастикаПри разучивании песен часто наблюдается, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о недостаточном развитии мышц речевого аппарата. Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.
Формирование артикуляции различных звуков. Закрепление артикуляционных укладов этих звуков в слогах, словах, фразах. Совершенствование подвижности и точности движений языка и губ (активизация движений кончика языка, выполнение дифференцированных движений кончиком языка, отграничение движений языка и нижней челюсти). · Увеличение объёма слуховой памяти и внимания. · Выделение сильной доли в цепочке слогов. · Развитие музыкальной памяти, запоминания текста песен. · Совершенствование дикции. · Развитие чувства ритма. · Совершенствование пространственной ориентировки в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, вперёд-назад. · Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. Артикуляционная гимнастика проводится эмоционально, в игровой форме, под музыку, с хлопками, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. В результате у детей лучше проявились музыкальная память, певческие способности, развилось чувство ритма, внимание. Применяю в качестве 1-2-х минутной разминки перед и во время пения. Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше. Итак, приступим к артикуляционной гимнастики. Разработка мягкого неба. 1)«Пасть льва» – зевок с закрытым ртом. 2)«Маляр» – расслабленным языком в виде лопатки достать до мягкого неба и вернуться к верхним альвеолам (основания нижних и верхних зубов). 3) Произносить гласные звуки с позевыванием. 4) Имитировать полоскание горла. Разработка нижней челюсти. 1) «Противостояние» – нижняя челюсть давит вниз, кулачки давят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт. 2) Движения челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые. Разработка щёк артикуляционная гимнастика - разработка щек 1) «Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновременно. 2) «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю. 3) «Шарик-2» – напрягаем губы и щёки, пытаемся преодолеть их сопротивление и вытолкнуть шарик – воздух из полости рта наружу (после упражнения в губах должно быть легкое покалывание). 4) «Рыбка» – втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена, губы собраны в рыбий рот, поработать – смыкать и размыкать. Разработка губ. 1) «Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10. 2) «Хоботок» – вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты. 3) «Скольжение» – пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке. 4)«Кролик» – верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя – вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки. 5)«Лошадка» – пофыркали. 6)«Бублик» – хоботок, затем округлить губы (зубы сомкнуты), чтобы были видны зубы. Удерживать до 10 секунд. Разработка языка. 1) «Вертушка» – вращать языком по кругу между челюстями и губами с задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти неподвижны). 2) «Печем пироги» а) «Месим тесто» – размять язык зубами, б) «Лепим пирог» – похлопать губами по языку, в) «Остужаем пирог» – подуть на кончик языка, находящийся в распластанном положении на нижней губе. 3) «Лопаточка-иголочка» – язык тянуть «иголочкой» до противоположной стены, затем положить «лопаточкой» на нижнюю губу, т.е. расслабить – все выдерживать на счет 10. 4) «Качели» – дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка. 5) «Трубочка» – сложить язык трубочкой, выдвигать вперед-назад, затем выдувать в трубочку воздух. 6) «Спираль» – поворачивать язык то на один бок, то на другой. 7) «Чашечка» – кончик языка поднять, слегка приподнять края языка, сначала вынести «чашечку-язык» перед губами, затем внести в середину рта. Подуть на кончик носа. 8 ) «Горка» – кончик языка у основания нижних зубов, середина поднята к небу и выгибается дугой, прикасаясь к верхним зубам. Рот приоткрыт, челюсть неподвижна. 9) «Внутренний крестик» – кончик языка к верхним альвеолам и к нижним, затем уколы в правую и левую щеку. Не размазываться, все делать точно и четко. 10) «Наружный крестик» – кончик языка к верхней губе, затем к нижней, в правый уголок губ и в левый. Движения точные и чистые. 11) «Зонтик» – кончик языка вверх к нёбу, удерживать, затем расслабить. 12) «Прилипала» – присосать широкий язык к небу, не отрывая языка, открывать и закрывать рог. Закончить щелканьем языка. 13) «Болтушка» – бла-бла-бла- расслабленный язык колеблет верхнюю губу. 14) «Лошадка» – пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна. 15) «Барабан» – язык упирается в верхние зубы, рот приоткрыт, многократно и отчетливо произносим Д-Д-Д, затем ТД -ТД-ТД. 16) «Комарик» – язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук 3-3-3-3. 17) «Моторчик» – во время длительного произнесения звука Д-Д-Д или 3-3-3 прямым указательным пальцем производить частые колебательные движения из стороны в сторону под языком. 18) «Ослик» – кончик языка упирается в нижние основания зубов, с силой произносить звукосочетание ИЕ. 19) «Поймаем звук Л» – во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук Л. Перед тем как перейти к упражнениям для дикции обязательно сделайте артикуляционную гимнастику и разогрейте свой речевой аппарат. Очень полезно делать артикуляционную гимнастику по утрам (перед работой или учебой). Уделяйте этому 5 минут утром, и хороший тонус мышц речевого аппарата на целый день Вам обеспечен. После артикуляционной гимнастики можно переходить к развитию дикции. Хорошая дикция очень важна не только ораторам, актерам, лекторам и певцам, но и всем другим людям, хотя бы потому, что мы живем в обществе и постоянно общаемся с людьми 5 декабря 2019 в 10:24
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.